ИНСТРУКЦИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯМ
Наблюдение 1.
Три дня подряд понаблюдайте движение Солнца по небосводу. Утром посмотрите на Солнце и запомните, когда оно окажется над домом, деревом или еще каким-нибудь предметом. Сделайте зарисовку. Днём и вечером сделайте то же самое. Главное - наблюдать Солнце из одного и того же места и в одно и тоже время. Давайте договоримся, что обязательно будем наблюдать за Солнцем в полдень (12 часов дня). Сравните три зарисовки. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с любым научным источником, это может быть и учебник.
В таблицу 1 вставьте одну из зарисовок и запишите вывод, в скобках укажите источник, подтверждающий ваш вывод.
Прежде чем приступить к Наблюдению 2, познакомьтесь с результатами работы группы экспериментаторов: Эксперимент 1 , узнайте что такое гномон и как древние люди измеряли время (можно прочитать здесь), расскажите одноклассникам.
Наблюдение 2.
1. Сделайте гномон высотой 1м (очень важно!).
2. Выберите открытую ровную площадку, где будете вести наблюдения в течение трёх недель (площадка может быть на школьном дворе, или во дворе дома).
3. Закрепите на площадке гномон для слежения за тенью.
4. В первые три дня наблюдений измеряйте длину тени от гномона утром, днем ( в 12 часов) и вечером (в одно и тоже время). Данные заносите в таблицу 2, сделайте вывод. Расскажите о результатах наблюдений одноклассникам.
5. Продолжайте наблюдение за длиной тени гномона ежедневно в полдень до 21 октября, длину тени записывайте в таблицу 3, сделайте вывод. Расскажите о результатах наблюдений одноклассникам.
Примечание: в пасмурные или дождливые дни наблюдения не проводятся, эти колонки в таблице будут пустыми.